Круглый стол:
«Готовность педагога к профессиональной деятельности
в контексте ФГОС ДО»
Интерактивные формы методической работы по совершенствованию
коммуникативно – речевых умений педагогов ДОУ
Уровни профессионального саморазвития педагога как критерий эффективности методической работы ДОО
Согласно Профстандарту педагога 2017, профессиональное саморазвитие педагога представляет собой целостный, разворачивающийся во времени личностно и профессиональнозначимый процесс целенаправленной деятельности педагога по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования.
Педагогическая деятельность является весьма сложной и поэтому обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости.
Полимотивированность педагогической деятельности - явление обычное: педагог может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).
Важнейшую роль играют социально ценностные мотивы педагогической деятельности.
- чувство профессионального и гражданского долга,
- ответственность за воспитание детей,
- честное и добросовестное выполнение профессиональных функций
- увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми;
- осознание высокой миссии учителя; любовь к детям, чувство призвания.
Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации воспитателя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации педагогом своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.
Творческую индивидуальность характеризует, прежде всего, потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.
С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития. Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она, прежде всего, выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора личностного вклада, полной отдачи себя.
Педагогический идеал – это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.
Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием.
Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли осуществлять следующие действия:
- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
- планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
- самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;
- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.
Овладение такими действиями требует времени и определенных умений, поэтому педагог так или иначе проходит стадии профессионального саморазвития.
Hа начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы саморазвития еще не вполне освоены.
На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. Но многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии.
На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных значимых свойств личности.
Полученная модель дала нам возможность выделить уровни профессиональого саморазвития педагога и отобрать средства и формы эффективной методической работы на каждом уровне.
1 уровень – реактивный.
Характеризуется действительным вхождением (или невхождением) в позицию "быть воспитателем" в процессе повседневной практической деятельности воспитателя детского сада. На этом уровне воспитатель пока еще конформист, что проявляется в неуверенности, неустойчивости профессионального поведения. Стремление к самореализации, сочетается с неясностью целей. Активность воспитателя направлена на поиск средств достижения ближних целей. В этих обстоятельствах воспитатель проявляет повышенную тревожность, мнительность, избегает ответственности. В отношениях с детьми он стихийно влияет на становление субъектности каждого ребенка. Это обусловлено неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой, смутным, нецелостным образом своего профессионального Я. Профессиональное саморазвитие на этом уровне происходит только в благоприятных условиях, при активности извне.
Методическая работы с на данном уровне заключается в следующем.
Наставничество – это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта.
«Школа молодого педагога», целью которой является: психологическое сопровождение и создание условий для профессионального роста и саморазвития молодых специалистов. На слайде вы видите этапы работы по сопровождению начинающих педагогов.
Для педагогов в этот период мы совместно с психологом проводим консультации на темы «Построение правильного взаимодействие с родителями», «Соблюдение правил поведения детьми в группе детского сада» и так далее, а также семинары – практикумы, беседы, коллективные просмотры, взаимопосещения, лекции, организационно – деятельностные игры.
Второй уровень становления профессионального саморазвития - репродуктивный - отличается появлением осознанной мотивации к профессиональному саморазвитию.
На этом уровне воспитатель уже может принимать самостоятельные решения, его активность становится более целенаправленной (воспроизведение ранее услышанного или увиденного, подражание более опытным коллегам), а оценочная деятельность направлена, в основном, на обнаружение достоинств и недостатков в работе коллег.
Для воспитателя все еще характерна неуверенность, боязнь ошибиться, поэтому он предпочитает действовать по заранее определенной схеме. На первый взгляд, деятельность воспитателя выглядит более шаблонной, чем на первом уровне, в ней трудно увидеть его индивидуальность.
Основной мотив - личное материальное благополучие (вознаграждение, присвоение категории и проч.).
Методическая работа, направленная на развитие самообразования педагогов на данном уровне:
1. Обучение на рабочем месте
2. Индивидуальный подбор методической литературы, периодических изданий; использование медиатеки ДОУ, Интернет ресурсов; подготовка консультаций, рефератов по заинтересовавшей теме).
3.Консультации на темы, вызывающие затруднения у педагогов. В процессе консультаций существует визуальная опора на стендовую и мультимедийную презентации, что повышает качество усвояемого материала.
4. Тренинги педагогического общения. Способствуют осознанию собственных профессиональных качеств, развитию профессиональных умений, проявлению в групповой работе качества творческой личности.
5. Разработаны критерии стимулирующего фонда, которые делятся на моральные и материальные.
Уровень индивидуализации наступает, когда компоненты профессионального саморазвития сформированы и находятся в определенном соподчинении.
Появляется внутренняя потребность в самовыражении, смыслопоисковой деятельности, ориентированной на признанные в ближайшем профессиональном окружении ценности и нормы. Воспитатель на уровне индивидуализации положительно оценивает возможность работать в нестандартных условиях, но в ситуациях неопределенности предпочитает знакомые способы деятельности, может заметить отступление от намеченной цели, исправить обнаруженные недостатки, проявить элементы творчества, гибкость, отвечает за свои действия в любых обстоятельствах.
Он целенаправленно отыскивает возможности для проявления субъектности как условия профессионального саморазвития.
В этом нам помогают следующие формы работы:
1.Семинары – практикумы. Так, интересным оказался семинар-практикум «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ через самообразование»
Цель семинара-практикума всегда ориентирована на практический результат. В процессе его подготовки была организована предварительная работа с педагогами: анкетирование педагогов «Что умею, чему хочу научиться», наблюдение за режимными моментами в группах, анализ календарно-перспективных планов и предметно-развивающей среды.
2. Другая не менее интересная форма работы – деловые игры. Они позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.
Так, интересной и полной оказалась для нас деловая игра «Наш детский сад – лучший детский сад». Основной задачей игры стал анализ составляющих ДОО по степени их влияния на ее развитие (деятельность администрации, воспитателей, участие родителей); актуализация обобщенного опыта работы педагогического коллектива — определение сильных и слабых сторон.
Четвертый уровень - уровень устойчивости процесса профессионального саморазвития отличается сформированностью всех его компонентов, стабилизацией структуры, преобладанием устойчивой внутренней потребности в профессиональном саморазвитии.
У воспитателей этого уровня закрепляется особая группа ценностей (возможность общаться с детьми, быть причастными к развитию "самости" воспитанников, гордость за их успехи, возможность творческого труда и проч.), появляется устойчивая удовлетворенность своим трудом.
Отличительной особенностью этого уровня является сформированная способность транслировать приобретенные смыслы, знания, умения своим коллегам, родителям воспитанников. На уровне устойчивости профессионального саморазвития воспитатель уже нашел себя в профессии, имеет солидный багаж профессионального опыта и знаний, проявляет черты своего неповторимого индивидуального стиля, независимость, уверенность в самом себе, своих решениях, автономность, позитивный образ Я. На этом уровне воспитатель самостоятельно создает условия для своего профессионального саморазвития, иногда в противовес сложившейся системе методической работы, если она не обеспечивает условия для саморазвития.
Уровень интеграции отличается гармоничной представленностью всех компонентов профессионального саморазвития при ведущей роли ценностно-смыслового. Мотивы саморазвития осознаны, приняты и при этом не являются самоцелью. Отличительной особенностью этого уровня саморазвития является осознаваемая потребность в зависимости нового качества, которую можно определить как взаимозависимость, способность обмениваться знаниями, умениями со своими воспитанниками, коллегами, родителями воспитанников. Это уровень отказа от наставников, а иногда - принятия роли "главного среди равных"; переход от самостоятельного индивидуального поиска средств в достижении целей к коллективному; от адекватной самооценки к обоснованной взаимооценке.
Воспитателю этого уровня свойственна культура профессионального общения, возрастание ответственности при увеличении трудностей. Выход на этот уровень профессионального саморазвития происходит в единичных случаях и определяется, в большей степени, индивидуальностью воспитателя.
Выделив рассмотренные выше уровни, мы получили гипотетическую шкалу измерения профессионального саморазвития воспитателя, которая может служить основой для оценки эффективности (неэффективности) методической работы дошкольного образовательного учреждения, а также позволяет более результативно определять педагогические цели и оказывать дифференцированную методическую поддержку становлению профессионального саморазвития воспитателя.
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы воспитатели не только повышают профессиональный уровень и развивают свое самообразование, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться сделать то, что они еще не умеют.
В работе с педагогами важно выявить и поддержать его сильные стороны. Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для расширения круга обязанностей. Не случайно удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь. Путь к самовоспитанию и самоопределению каждый должен найти в самом себе.